Почему важно регистрировать недвижимость и земельные участки в Едином государственном реестре недвижимости

 

Практически в жизни каждого из нас недвижимость - один из самых ценных объектов гражданских прав. Права на недвижимое имущество и сделки с ним затрагивают интересы почти всех граждан и юридических лиц.
Для чего нужна регистрация права собственности на недвижимость? А нельзя ли как-нибудь обойтись без неё? Такими вопросами задаётся большинство наших сограждан, уверенных в том, что регистрация прав необходима государству для сбора налогов.

Каковы же основные причины, по которым государственная регистрация прав на недвижимость является необходимой.

Во-первых, возникновение, изменение, прекращение прав на недвижимое имущество происходит лишь с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), если иное не установлено законом (для ранее возникших прав). Именно с этого момента новый собственник может осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом (продавать, дарить, отдавать в залог, в аренду, передать по наследству и т.д.).

Во-вторых, государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

В-третьих, земельные участки, поставленные на кадастровый учёт до 1 марта 2008 года (ранее учтенные земельные участки), могут быть сняты с государственного кадастрового учета в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

В-четвёртых, отсутствие в ЕГРН сведений о правах в отношении объектов капитального строительства в течение 5 лет со дня присвоения им кадастровых номеров влечет обязанность органа регистрации прав по истечении указанного срока направить сведения о таких объектах в органы местного самоуправления, которые в свою очередь могут поставить указанные объекты на учет в качестве бесхозяйных, а в последующем признать права на них.

В-пятых, в случае если объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет до 01.01.2017, и права на него не были зарегистрированы, сведения ЕГРН о таком объекте носят характер «временных». Если права на такие объекты не будут зарегистрированы до 01.03.2022 года, сведения о них могут быть аннулированы и исключены из ЕГРН. Это означает, что для целей регистрации прав на недвижимость правообладателю придется обращаться повторно к кадастровому инженеру для оформления необходимых документов, обращаться с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет и о регистрации прав в орган регистрации прав.

В-шестых, наличие зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости является необходимым условием предоставления компенсационных выплат в случае утраты объектов недвижимости в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий, а также в ситуациях резервирования земель государством для строительства на них социально значимых объектов. В случае отсутствия зарегистрированного права на недвижимость получить компенсацию за незарегистрированный дом, гараж практически невозможно.

В-седьмых, много вопросов возникает после смерти правообладателя. Не успев оформить имущество при жизни, такой наследодатель перекладывает данную необходимость на родственников. А сразу оформить (исправить) документы всегда лучше, чем по истечении времени. Люди, сталкивающиеся с оформлением наследства, знают, что данный процесс облегчается, когда у умершего все оформлено надлежащим образом.

Полагаем, что приведённые выше причины являются существенными, и заставляют задуматься над тем, чтобы своевременно оформить свои права на имеющиеся объекты недвижимости в установленном законом порядке, чтобы в дальнейшем избежать возможных неприятностей.
На территории Томской области органом, осуществляющим функции по государственной регистрации прав и кадастровому учёту, является Управление Росреестра по Томской области.

Для проведения государственной регистрации можно обратиться:

- лично либо через представителя с соответствующим заявлением через многофункциональный центр, либо при выездном приеме в федеральное государственное бюджетное учреждение (Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области). С графиком работы  отделов ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» можно ознакомиться на сайте http://www.md.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;

- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

- в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг или сайт Росреестра.

 

 


 

 

В Управлении Росреестра по Томской области действует оперативный штаб для более эффективной реализации нацпроекта «Жильё и городская среда»

 

В целях проведения анализа эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства, при Управлении Росреестра по Томской области (далее – Управление) был создан постоянно действующий оперативный штаб.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Оперативный штаб совместно с органами местного самоуправления на постоянной основе осуществляет уточнение и актуализацию данных в форме сбора информации. В перечень населенных пунктов, имеющих потенциал развития жилищного строительства, вошли: г. Томск, г. Северск, Томский район, Зональненское сельское поселение, п. Зональная Станция и Томский район, Заречное сельское поселение, д. Кисловка. В настоящее время в перечень участков, имеющих потенциал для развития, вошел 141 земельный участок».

В целях реализации возможности доступа к информации об указанных земельных участках неограниченного круга лиц, в том числе потенциальных инвесторов, а также в целях обеспечения достижения показателей национального проекта «Жилье и городская среда» Администрацией Томской области подписано Соглашение о взаимодействии с Росреестром.

 

Справочно: Ключевые цели национального проекта «Жильё и городская среда» – обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

 


 

 

Административная ответственность за неисполнение предписания об  устранении нарушения земельного законодательства

 

Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (часть 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Чтобы избежать негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций, выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием.

Иногда возникают объективные причины, не позволяющие исполнить предписание в срок, установленный органом государственного земельного надзора.

Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано, либо по решению уполномоченного должностного лица Росреестра (в случае наличия документально подтверждённых оснований в необходимости продления срока).

Ходатайство подаётся государственному инспектору, выдавшему предписание, заблаговременно, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения, к которому в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие всех возможных в установленный срок мер, необходимых для устранения правонарушения.

Ходатайство о продлении срока рассматривается государственным инспектором по использованию и охране земель в течение трёх рабочих дней с момента поступления, по результатам рассмотрения которого выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения (в случае, если в установленный предписанием срок нарушения возможно устранить, но нарушителем не предприняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения).

Контроль за исполнением предписаний осуществляется до полного устранения нарушения земельного законодательства, то есть количество выдаваемых предписаний по одному и тому же длящемуся нарушению законом не ограничено. Поэтому административное преследование злостных нарушителей требований земельного законодательства может длиться годами.

Таким образом, выдача государственными инспекторами по использованию и охране земель предписаний об устранении нарушений земельного законодательства представляет собой действенный механизм, обеспечивающий достижение главной цели государственного земельного надзора – пресечение и устранение нарушений земельного законодательства, а также обязывающий и одновременно стимулирующий граждан, должностных лиц и юридических лиц осуществлять использование земельных участков в рамках действующего земельного законодательства.

 


 

 

Томский Росреестр провел подготовительные мероприятия по реализации закона о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в регионе

 

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон о выявлении), в соответствии с которым будут проводиться работы по выявлению собственников ранее учтенных объектов недвижимости.

Ранее учтенными объектами недвижимости считаются те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31 января 1998 года, и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Реализацией закона займутся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Муниципалитеты проведут всю необходимую работу - самостоятельно проанализируют сведения в своих архивах, запросят информацию в налоговых органах, ПФ России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов муниципалитеты проинформируют их об этом, при этом лицом, выявленным в качестве правообладателя, могут быть представлены соответствующие возражения.

Если в течение установленного срока (45 дней) возражения не поступили, то орган местного самоуправления принимает решение о выявлении правообладателя и самостоятельно направляет в Росреестр заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) соответствующих сведений.

Закон о выявлении при этом не ограничивает граждан в возможности осуществить государственную регистрацию прав на указанные объекты недвижимости в любой период времени по их усмотрению.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «В рамках мероприятий по реализации Закона о выявлении на территории нашего региона при Управлении Росреестра по Томской области (далее –Управление) создан Оперативный штаб, куда входят, в том числе, представители федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, на заседаниях которого решаются актуальные вопросы, возникающие в процессе подготовки к реализации Закона о выявлении.

На сегодняшний день Управлением уже проведена масштабная работа по сверке перечня сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в количестве 5 270, представленного Управлением ФНС России по Томской области, в данных о правообладателях которых недостаточно сведений для постановки их на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимости, с целью дальнейшей передачи его в органы местного самоуправления для проведения работ по выявлению ранее учтенных объектов недвижимости.

Кроме того, Управлением осуществлена выборка объектов недвижимости из ЕГРН, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах. В настоящее время проводится анализ и верификация сведений о данных объектах, по завершению которой перечень объектов недвижимости также будет направлен в работу органам местного самоуправления».

По мнению Елены Золотковой, практическая реализация положений Закона о выявлении во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН данных, с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных интересов (прав собственности и иных вещных прав) правообладателей ранее учтенной недвижимости.

 


 

 

Форма доверенности для предоставления документов в регистрирующий орган на государственную регистрацию прав

 

Действующим законодательством предусмотрено, что за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав могут обратиться не только сами собственники (или стороны сделки), но и их представители при наличии доверенности.

В случае представления заявления о государственной регистрации прав  и (или) об  осуществлении государственного кадастрового учета представителем собственника (или стороны сделки) должна быть представлена нотариально удостоверенная доверенность.

 Согласно статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, т.е. доверенность является документом, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, определяет условия и границы реализации этих прав.

Гражданским кодексом Российской Федерации  к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
    1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;
    2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
    3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;
    4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены администрацией этой организации или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Нотариальное удостоверение доверенности не требуется для ее представления вместе с заявлением о государственной регистрации прав, в случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа.

Следует отметить, что доверенности прекращает свое действие в связи с отзывом доверенности доверителем, прекращением юридического лица, смертью, признанием недееспособным или ограничено дееспособным или безвестно отсутствующим гражданина, которым (которыми) была выдана доверенность, вследствие истечения ее срока.

 Действительность доверенности можно проверить в сети Интернет на сайте Федеральной нотариальной палаты.

 

 

Просмотров: 856
Источник: Управление Росреестра по Томской области